Аналитика самообслуживания с Loginom. Кейс НСПК (Карта МИР)

11 сентября 2025
0 комментариев

Self-service для карты МИР без программистов и импортозависимости. Практические шаги по внедрению low-code платформы Loginom от постановки задачи до конечного решения.

Национальная система платежных карт (НСПК) — организационно-техническая структура, отвечающая за обработку операций по банковским картам внутри России без участия зарубежных систем. Также НСПК является оператором национальной платежной системы «Мир» (Карта МИР), операционным и платежным клиринговым центром Системы быстрых платежей (СБП). Совместно с Центробанком России НСПК развивает Систему быстрых платежей, а также обеспечивает удобные и безопасные платежи по универсальному QR-коду и с помощью биоэквайринга.

По данным Центробанка России:

  • Выпущено 400.6 млн карт «Мир» (на 1 января 2025 года).
  • В СБП было совершено 33.3 млрд операций на 168.2 трлн рублей (на 1 июля 2025 года).
  • Переводами в СБП воспользовались 7 из 10 жителей России (во втором квартале 2025 года).
  • Среднее количество операций в сутки составило почти 51 млн, максимальное — 64 млн (во втором квартале 2025 года).
  • Количество предприятий торговли и сервиса (ТСП), принимающих оплату через СБП, превысило 2.5 млн единиц (во втором квартале 2025 года).

Ситуация до старта проекта

В НСПК функционирует центр транзакционной аналитики, который обеспечивает бизнес-подразделения необходимыми данными, как в виде готовых отчетов, так и в виде инструментов для самостоятельной работы.

В качестве BI-слоя применяются Fine BI и Metabase. Единое представление данных обеспечивает Data Hub, а автоматизацию процессов реализуют Airflow и собственные Python-библиотеки.

Изначально фокус был сделан на развитии BI-системы как основного инструмента. Однако со временем возникла потребность в анализе информации, не входящей в корпоративные хранилища.

Бизнес-пользователи загружали в BI-систему данные от контрагентов из внешних источников (Excel-файлы, CSV-документы, API-интерфейсы). Они вручную обрабатывались, форматировались и рассылались по почте 2 раза в день. Существующие BI-инструменты не справлялись с разнородными источниками.

Кроме того, уход Excel с российского рынка создал потребность в альтернативном инструменте для работы с данными.

Проблемы

Возникла острая потребность в инструменте, который позволил бы без привлечения разработчиков и администраторов баз данных интегрировать информацию из множества разнородных источников, реализовывать сложные алгоритмы преобразования и выполнять обогащение набора данных.

В BI-системах накапливались неструктурированные данные (Excel-файлы, CSV), загружаемые пользователями в обход регламентов.

Требовалось автоматизировать внутренние процессы и минимизировать человеческий фактор. Подготовка ежедневных отчетов занимала у сотрудников около часа. Частичная автоматизация сократила время до 15 минут, но проблемы остались:

  • Негибкость: проблемы с изменением сложных Excel-формул.
  • Человеческий фактор: ошибки при ручной корректировке данных.
  • Техническая зависимость: отсутствие альтернатив устаревшего решения для бизнес-пользователей (Excel покидает российский рынок, а равноценно его заменить достаточно сложно).

Решение

На начальном этапе были сформулированы ключевые требования к новому решению.

Во-первых, продукт должен был минимизировать влияние человеческого фактора, поскольку ручные операции увеличивают риск ошибок.

Во-вторых, необходимо отдавать предпочтение автоматизированным решениям, для получения более достоверных и надежных данных.

Третье, важной является простота внедрения и поддержки, чтобы минимизировать сложности при обновлении и расширении функциональности.

Четвертое, необходимо рассматривать решение, способное значительно сократить время выполнения задач.

Первоначальные требования к новому решению

На следующем этапе выбора список был дополнен еще тремя критериями.

  • Self-hosted: развертывание внутри инфраструктуры компании.
  • Low-code: возможность настройки сценариев без программистов.
  • Интеграция: поддержка ODBC, CSV, API и других источников.

Loginom оказался решением, полностью покрывающим весь перечень требований. В результате его внедрения изменилась архитектура системы.

Архитектура до внедрения Loginom и после

С подключением Loginom удалось полностью автоматизировать процесс. Вместо ручных выгрузок информация поступает в систему напрямую из базы данных. Удалось создать понятную структуру, так как ранее в Excel сотрудникам было сложно все настраивать и невозможно увидеть общую картину. Требовалось знать каждую формулу, заходить в нее и помнить ее расположение. С Loginom структура достаточно проста и наглядна.

Затем информация автоматически выгружается по расписанию. Сотруднику не нужно помнить о необходимости обновления данных. Выгрузка происходит автоматически каждые 5 минут. Таким образом, в любой момент сотрудник может скачать необходимые данные.

Не менее важным является уход от ручного труда и исключение внешнего вмешательства. Процесс стал полностью автоматизированным.

Преимущества внедрения Loginom

Первый сценарий был создан всего через четыре дня после знакомства с Loginom. Это свидетельствует о низком пороге входа и возможности оперативного достижения результатов.

Loginom — платформа, сочетающая простоту освоения и глубину возможностей. Легко начать, но по мере погружения открывается обширный функционал, способный удовлетворить огромное количество потребностей (таких как интеграция разрозненных источников, подготовка данных для BI-систем, автоматизация отчетности и ETL-процессов, прогнозная аналитика).

Первый сценарий в Loginom

Удобство повторного использования и инкапсуляция

Одной из особенностей, отмеченных командой проекта, является функциональность производных компонентов. Они позволяют многократно использовать ранее созданные участки логики. Несмотря на разнообразие источников данных, они практически идентичны, а разные отчеты зачастую требуют одних и тех же действий.

Кроме того, производные компоненты поддерживают принцип инкапсуляции. Это означает, что сложная логика скрывается внутри «черного ящика», однако известны точки входа и выхода. Пользователю достаточно передать необходимые данные на вход и получить готовый результат на выходе.

Собственная библиотека компонентов

Следующим шагом стала разработка персональной библиотеки компонентов. За несколько месяцев удалось создать около 20 готовых решений, охватывающих наиболее распространенные операции.

Любые изменения в исходном компоненте мгновенно распространяются на все его копии. Их можно подключать к любым пакетам и использовать в новых сценариях.

Помимо сохранения самих компонентов, библиотека допускает хранение настроек подключения к различным источникам данных. Теперь при разработке нового сценария не нужно вновь настраивать доступ к базе данных и прочим ресурсам. Достаточно единожды сохранить соответствующие параметры в библиотеке и впоследствии свободно ими пользоваться.

Приятно, что команда проекта поделилась идеями по расширению функционала

В описанном кейсе команде проекта не хватило нативной поддержки почтовых сервисов. Такая функциональность позволила бы автоматически отправлять письма с итогами процесса. Существуют и обходные пути, но готовый компонент, который можно было бы просто интегрировать в сценарий, был бы полезен.

Во-вторых, важна возможность автоматической выгрузки файлов не только во внутреннее хранилище, но и на внешние ресурсы. Это особенность применяемой в компании НСПК серверной редакции. Реализация такой функции позволила бы исключить необходимость использования в кейсе промежуточных решений вроде Metabase.

Наконец, есть пожелание по нотификации о некорректной работе сценария. Было бы полезно получать уведомления по электронной почте о проблемах в работе сценариев: недоступности источников данных, получении недопустимых значений или других нештатных ситуациях. Такая система нотификации позволила бы оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Результаты

Loginom позволил НСПК создать полноценную self-service аналитику, сократить время обработки данных, автоматизировать рутинные работы и минимизировать человеческий фактор.

Сочетание простоты внедрения с мощными возможностями автоматизации позволило бизнесу самостоятельно работать с данными без привлечения разработчиков и специалистов по базам данных.

Раньше сотрудник тратил час на рутинный отчет. С Loginom процесс занял 5 минут — и это без единой строчки кода.
Евгений Лысенко

Главный специалист отдела сопровождения корпоративных систем департамента ИТ НСПК (Карта МИР)

Ключевые операционные и финансовые результаты:

  1. Автоматизация процессов: выгрузка данных за 5 минут вместо ручных операций 2 раза в день, которые занимали 60 минут.
  2. Скорость. Сокращение времени подготовки отчетов в 12 раз.
  3. Масштабируемость. За 2 месяца создано 6 сценариев для разных задач и библиотека из 20 готовых компонентов для повторного использования.
  4. Надежность. Исключение ошибок при обработке данных за счет отказа от ручных операций.
  5. Экономия. Сокращение трудозатрат на 226+ часов ежегодно.

Подробнее об использовании Loginom как элемента концепции self-service можно узнать в выступлении Никиты Смирнова, руководителя Центра транзакционной аналитики операционно-технологического департамента НСПК и Евгения Лысенко, главного специалиста отдела сопровождения корпоративных систем департамента ИТ НСПК.

pdfLoginom как элемент концепции self-service в НСПК (Карта МИР)

Если вы хотите применять аналитическую low-code платформу Loginom для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.

Другие материалы по теме:

Loginom как self-service инструмент Платформы данных. Кейс компании «УРАЛХИМ»

Loginom как аналитический self-service. Кейс Eurasian Resourses Group

Loginom — self-service инструмент Платформы данных. Кейс УРАЛХИМ

#loginom#loginom day#loginom day 2024#self-service#low-code

Смотрите также

Подписывайтесь на телеграмм-канал Loginom
Новости, материалы по аналитике, кейсы применения, активное сообщество
Подписаться