Self-service для карты МИР без программистов и импортозависимости. Практические шаги по внедрению low-code платформы Loginom от постановки задачи до конечного решения.
Национальная система платежных карт (НСПК) — организационно-техническая структура, отвечающая за обработку операций по банковским картам внутри России без участия зарубежных систем. Также НСПК является оператором национальной платежной системы «Мир» (Карта МИР), операционным и платежным клиринговым центром Системы быстрых платежей (СБП). Совместно с Центробанком России НСПК развивает Систему быстрых платежей, а также обеспечивает удобные и безопасные платежи по универсальному QR-коду и с помощью биоэквайринга.
В НСПК функционирует центр транзакционной аналитики, который обеспечивает бизнес-подразделения необходимыми данными, как в виде готовых отчетов, так и в виде инструментов для самостоятельной работы.
В качестве BI-слоя применяются Fine BI и Metabase. Единое представление данных обеспечивает Data Hub, а автоматизацию процессов реализуют Airflow и собственные Python-библиотеки.
Изначально фокус был сделан на развитии BI-системы как основного инструмента. Однако со временем возникла потребность в анализе информации, не входящей в корпоративные хранилища.
Бизнес-пользователи загружали в BI-систему данные от контрагентов из внешних источников (Excel-файлы, CSV-документы, API-интерфейсы). Они вручную обрабатывались, форматировались и рассылались по почте 2 раза в день. Существующие BI-инструменты не справлялись с разнородными источниками.
Кроме того, уход Excel с российского рынка создал потребность в альтернативном инструменте для работы с данными.
Возникла острая потребность в инструменте, который позволил бы без привлечения разработчиков и администраторов баз данных интегрировать информацию из множества разнородных источников, реализовывать сложные алгоритмы преобразования и выполнять обогащение набора данных.
В BI-системах накапливались неструктурированные данные (Excel-файлы, CSV), загружаемые пользователями в обход регламентов.
Требовалось автоматизировать внутренние процессы и минимизировать человеческий фактор. Подготовка ежедневных отчетов занимала у сотрудников около часа. Частичная автоматизация сократила время до 15 минут, но проблемы остались:
На начальном этапе были сформулированы ключевые требования к новому решению.
Во-первых, продукт должен был минимизировать влияние человеческого фактора, поскольку ручные операции увеличивают риск ошибок.
Во-вторых, необходимо отдавать предпочтение автоматизированным решениям, для получения более достоверных и надежных данных.
Третье, важной является простота внедрения и поддержки, чтобы минимизировать сложности при обновлении и расширении функциональности.
Четвертое, необходимо рассматривать решение, способное значительно сократить время выполнения задач.
На следующем этапе выбора список был дополнен еще тремя критериями.
Loginom оказался решением, полностью покрывающим весь перечень требований. В результате его внедрения изменилась архитектура системы.
С подключением Loginom удалось полностью автоматизировать процесс. Вместо ручных выгрузок информация поступает в систему напрямую из базы данных. Удалось создать понятную структуру, так как ранее в Excel сотрудникам было сложно все настраивать и невозможно увидеть общую картину. Требовалось знать каждую формулу, заходить в нее и помнить ее расположение. С Loginom структура достаточно проста и наглядна.
Затем информация автоматически выгружается по расписанию. Сотруднику не нужно помнить о необходимости обновления данных. Выгрузка происходит автоматически каждые 5 минут. Таким образом, в любой момент сотрудник может скачать необходимые данные.
Не менее важным является уход от ручного труда и исключение внешнего вмешательства. Процесс стал полностью автоматизированным.
Первый сценарий был создан всего через четыре дня после знакомства с Loginom. Это свидетельствует о низком пороге входа и возможности оперативного достижения результатов.
Loginom — платформа, сочетающая простоту освоения и глубину возможностей. Легко начать, но по мере погружения открывается обширный функционал, способный удовлетворить огромное количество потребностей (таких как интеграция разрозненных источников, подготовка данных для BI-систем, автоматизация отчетности и ETL-процессов, прогнозная аналитика).
Одной из особенностей, отмеченных командой проекта, является функциональность производных компонентов. Они позволяют многократно использовать ранее созданные участки логики. Несмотря на разнообразие источников данных, они практически идентичны, а разные отчеты зачастую требуют одних и тех же действий.
Кроме того, производные компоненты поддерживают принцип инкапсуляции. Это означает, что сложная логика скрывается внутри «черного ящика», однако известны точки входа и выхода. Пользователю достаточно передать необходимые данные на вход и получить готовый результат на выходе.
Следующим шагом стала разработка персональной библиотеки компонентов. За несколько месяцев удалось создать около 20 готовых решений, охватывающих наиболее распространенные операции.
Любые изменения в исходном компоненте мгновенно распространяются на все его копии. Их можно подключать к любым пакетам и использовать в новых сценариях.
Помимо сохранения самих компонентов, библиотека допускает хранение настроек подключения к различным источникам данных. Теперь при разработке нового сценария не нужно вновь настраивать доступ к базе данных и прочим ресурсам. Достаточно единожды сохранить соответствующие параметры в библиотеке и впоследствии свободно ими пользоваться.
Приятно, что команда проекта поделилась идеями по расширению функционала
В описанном кейсе команде проекта не хватило нативной поддержки почтовых сервисов. Такая функциональность позволила бы автоматически отправлять письма с итогами процесса. Существуют и обходные пути, но готовый компонент, который можно было бы просто интегрировать в сценарий, был бы полезен.
Во-вторых, важна возможность автоматической выгрузки файлов не только во внутреннее хранилище, но и на внешние ресурсы. Это особенность применяемой в компании НСПК серверной редакции. Реализация такой функции позволила бы исключить необходимость использования в кейсе промежуточных решений вроде Metabase.
Наконец, есть пожелание по нотификации о некорректной работе сценария. Было бы полезно получать уведомления по электронной почте о проблемах в работе сценариев: недоступности источников данных, получении недопустимых значений или других нештатных ситуациях. Такая система нотификации позволила бы оперативно реагировать на возникающие проблемы.
Loginom позволил НСПК создать полноценную self-service аналитику, сократить время обработки данных, автоматизировать рутинные работы и минимизировать человеческий фактор.
Сочетание простоты внедрения с мощными возможностями автоматизации позволило бизнесу самостоятельно работать с данными без привлечения разработчиков и специалистов по базам данных.
Главный специалист отдела сопровождения корпоративных систем департамента ИТ НСПК (Карта МИР)
Ключевые операционные и финансовые результаты:
Подробнее об использовании Loginom как элемента концепции self-service можно узнать в выступлении Никиты Смирнова, руководителя Центра транзакционной аналитики операционно-технологического департамента НСПК и Евгения Лысенко, главного специалиста отдела сопровождения корпоративных систем департамента ИТ НСПК.
pdfLoginom как элемент концепции self-service в НСПК (Карта МИР)
Если вы хотите применять аналитическую low-code платформу Loginom для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.
Другие материалы по теме:
Loginom как self-service инструмент Платформы данных. Кейс компании «УРАЛХИМ»
Loginom как аналитический self-service. Кейс Eurasian Resourses Group
Loginom — self-service инструмент Платформы данных. Кейс УРАЛХИМ