Практика создания внутрикорпоративных Платформы данных, Центра компетенций и Школы аналитиков с целью демократизации работы с данными и внедрения data-driven подхода в бизнес-процессы компании УРАЛХИМ.
Компания «УРАЛХИМ» основана в 2007 году и является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров минеральных удобрений.
В 2022 году УРАЛХИМ это:
Масштаб и обороты УРАЛХИМ, наличие нескольких филиалов, активная экспортная деятельность и т.д. создавали определенные трудности при обмене информацией, оперативном управлении, планировании дальнейшей деятельности. Для устранения негативных факторов было принято решение о цифровой трансформации компании.
Предполагалась не только цифровизация производства, но и внедрение цифровых технологий в сквозной процесс, включающий как производственные этапы, так и сопутствующую финансовую и организационную деятельность.
В УРАЛХИМ решили, что для проведения масштабной цифровизации бизнеса рационально внедрить универсальный инструмент, единый внутри всей корпорации, например, цифровую платформу. В этом случае под цифровой платформой понимается совокупность оцифрованных данных, моделей, программных продуктов и сервисов, информационно и технологически интегрированных в единую автоматизированную систему.
Предполагалось, что одной из важнейших проблем трансформации станет популяризация работы с данными, обучение сотрудников цифровой платформе и внедрение data-driven подхода в текущие бизнес-процессы различных подразделений компании.
Для реализации задачи цифровой трансформации и внедрения data-driven подхода в бизнес-процессы была создана Платформа данных, которая обеспечивает управление данными и решение проблем, связанных с корпоративной информацией.
Платформа данных — это единое архитектурное решение, созданное для оптимизации процессов обмена данными, сокращения затрат на интеграцию данных и снижения стоимости владения данными. Платформа данных компании УРАЛХИМ объединяет в себе:
Платформа данных является промежуточным «хабом», который аккумулирует данные, а затем передает их конечным заказчикам. Под конечными заказчиками понимаются унифицированные корпоративные сервисы, использующие данные для построения аналитических дашбордов, дата-сервисов, интеграционных потоков между информационными системами. Таким образом, основной функционал Платформы данных — подготовка данных для дальнейшего переиспользования.
В компании УРАЛХИМ применяется различное ПО работы с данными, цель которого — обеспечение бизнес-пользователей, не имеющих знаний в области программирования, инструментами для работы с данными с целью снижения операционных издержек, получения кросс-функциональной аналитики и цифровизации процессов.
Среди программных продуктов, которые применяют в УРАЛХИМ, можно выделить:
Для развития Платформы данных в компании УРАЛХИМ был создан Центр компетенций по дата-сервисам, который управляет портфелем текущих дата-сервисов, определяет вектор их развития, осуществляет кросс-функциональное выравнивание. Центр компетенций по дата-сервисам состоит из нескольких продуктовых команд, каждая из которых отвечает за один или несколько дата-сервисов. Как правило, продуктовая команда состоит из бизнес-эксперта, BI-архитектора, инженера данных, исследователя данных и руководителя.
C целью повышения культуры работы с данными в компании УРАЛХИМ была создана внутрикорпоративная Школа аналитиков данных, заявки на обучение в которой подали более 1000 сотрудников. Теоретический блок успешно изучили более 500 человек, из которых на следующий практический этап попали более 300 специалистов.
В конце обучения 6 различных тестов по анализу данных успешно сдали также более 300 сотрудников. Из этих людей в итоге сформировали 32 группы, каждая из которых выполнила финальное практическое задание. В качестве финального испытания специалистам необходимо было самостоятельно, без привлечения ИТ-сотрудников, используя self-service инструменты для анализа данных, внедренные в компании УРАЛХИМ, решить прикладные бизнес-задачи, например:
При выборе self-service инструментов для работы бизнес-пользователей УРАЛХИМ предъявляет определенные требования. По продукту должно быть создано руководство для пользователей по разработке процессов. Вендор обязан провести обучение по сервису для сотрудников компании УРАЛХИМ. Критично наличие технической поддержки. Необходимо, чтобы сервис мог легко масштабироваться и тиражироваться на другие филиалы УРАЛХИМ. С целью импортозамещения, программный продукт должен быть внесен в Реестр отечественного ПО и поддерживать базу данных на свободном программном обеспечении (СПО) PostgreeSQL.
Всем вышеперечисленным требованиям соответствует low-code платформа Loginom, которая входит в пакет сервисов Платформы данных и изучается в курсе Школы аналитиков.
С помощью Loginom ученики реализуют конкретные проекты. Одним из таких проектов является «Обработка информации по закупкам ГСМ по топливным картам». В филиале компании УРАЛХИМ в Кирово-Чепецке автотранспорт обеспечивается ГСМ с использованием топливных карт на АЗС Лукойл. За месяц может быть около 1000 закупок ГСМ только в рамках одного филиала.
При обработке транзакций по закупке ГСМ в компании сталкиваются со следующими проблемами:
На первом этапе решения задачи с помощью подмоделей множественного импорта файлов были подготовлены и собраны данные по транзакциям топливных карт из разных учетных систем. Таким образом, был произведен сбор первичной информации без использования ручного ввода данных.
В дальнейшем для сопоставления номенклатуры был сформирован справочник, из которого информация с кодом номенклатуры автоматически добавлялась в отчет по собранному сценарию. Таким образом была решена проблема 1. Затем с помощью дополнительного справочника в отчет была добавлена информация о цехах, за которыми закреплены топливные карты: так решили задачу распределения ГСМ между цехами.
С помощью фильтров по цехам и по месяцам была произведена группировка в результате которой были получены данные, пригодные для создания автоматического заказа поставщику ГСМ непосредственно в учетной системе.
В результате расчетов получены данные о потреблении ГСМ каждым цехом по видам топлива с разбивкой по месяцам.
Номенклатура | Код | Закреплена за цехом № | Кол-во, л | Сумма со скидкой, руб. |
---|---|---|---|---|
Бензин АИ-95, л | D000XX5190 | 1 | X253.68 | XXX 788.31 |
Бензин АИ-92, л | D0000XX5189 | 1 | 460 | XX 175.00 |
Топливо дизельное, л | D0000504402 | 1 | 265 | XX 024.20 |
Бензин АИ-92, л | D000XX65189 | 4 | X50.62 | XX 707.29 |
Топливо дизельное, л | D00005XX02 | 6 | 1250 | XX899.50 |
Бензин АИ-92, л | D0000X0XX189 | 37 | X62.58 | XX952.94 |
Для определения остатков по потребностям ГСМ к данным из отчета по исполнению заявок из учетной системы была добавлена информация по потребностям. Данные сопоставлены по номеру позиции в заявке, которая есть в обоих отчетах. С помощью узла «Калькулятор» в Loginom были рассчитаны остатки по потребностям, которые затем были экспортированы в Excel.
Специалисты УРАЛХИМ и ученики Школы аналитиков выделяют следующие преимущества платформы Loginom:
В качестве глобальных итогов внедрения Платформы данных в компании УРАЛХИМ можно отметить повышение культуры и демократизацию работы с данными, а также кратный рост проникновения данных во все бизнес-процессы компании. Динамика роста работы с данными приведена в таблице.
Инструменты | Декабрь 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Динамика |
---|---|---|---|
Количество цифровых моделей | 2 | 9 | +350% |
Число просмотров аналитических отчетов в месяц | 800 | 120 000 | +14 900% |
Количество пользователей Платформы данных | 50 | 452 | +800% |
Число рассчитываемых аналитических показателей | 60 | 475 | +690% |
Количество дашбордов и аналитических отчетов | 12 | 115 | +850% |
Глубина проникновения работы с данными во все подразделения компании УРАЛХИМ иллюстрирует следующая статистика:
Подробнее об использовании Loginom как self-service инструмента платформы данных в выступлении Владимира Вавры, руководителя отдела инфраструктуры данных компании «УРАЛХИМ»:
Если вы хотите применять аналитическую low-code платформу Loginom в качестве self-service для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.
Другие материалы по теме:
Практика использования Loginom как self-service инструмента. Кейс компании «Балтика»
Loginom как аналитический self-service. Кейс Eurasian Resourses Group