Loginom как self-service инструмент Платформы данных. Кейс компании «УРАЛХИМ»

10 апреля 2023
0 комментариев

Практика создания внутрикорпоративных Платформы данных, Центра компетенций и Школы аналитиков с целью демократизации работы с данными и внедрения data-driven подхода в бизнес-процессы компании УРАЛХИМ.

Компания «УРАЛХИМ» основана в 2007 году и является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров минеральных удобрений.

В 2022 году УРАЛХИМ это:

  • 100+ наименований минеральных удобрений и сопутствующей химической продукции;
  • 100+ стран мира — география поставок.
  • 6 крупных производственных активов;
  • 15 800 железнодорожных вагонов в управлении;
  • 31 000 сотрудников в команде.

Ситуация до старта проекта

Масштаб и обороты УРАЛХИМ, наличие нескольких филиалов, активная экспортная деятельность и т.д. создавали определенные трудности при обмене информацией, оперативном управлении, планировании дальнейшей деятельности. Для устранения негативных факторов было принято решение о цифровой трансформации компании.

Предполагалась не только цифровизация производства, но и внедрение цифровых технологий в сквозной процесс, включающий как производственные этапы, так и сопутствующую финансовую и организационную деятельность.

Проблема

В УРАЛХИМ решили, что для проведения масштабной цифровизации бизнеса рационально внедрить универсальный инструмент, единый внутри всей корпорации, например, цифровую платформу. В этом случае под цифровой платформой понимается совокупность оцифрованных данных, моделей, программных продуктов и сервисов, информационно и технологически интегрированных в единую автоматизированную систему.

Предполагалось, что одной из важнейших проблем трансформации станет популяризация работы с данными, обучение сотрудников цифровой платформе и внедрение data-driven подхода в текущие бизнес-процессы различных подразделений компании.

Решение

Для реализации задачи цифровой трансформации и внедрения data-driven подхода в бизнес-процессы была создана Платформа данных, которая обеспечивает управление данными и решение проблем, связанных с корпоративной информацией.

Платформа данных — это единое архитектурное решение, созданное для оптимизации процессов обмена данными, сокращения затрат на интеграцию данных и снижения стоимости владения данными. Платформа данных компании УРАЛХИМ объединяет в себе:

  • источники данных;
  • данные производственных датчиков;
  • интеграционные потоки данных;
  • цифровые модели;
  • внешние системы и сервисы.

Платформа данных является промежуточным «хабом», который аккумулирует данные, а затем передает их конечным заказчикам. Под конечными заказчиками понимаются унифицированные корпоративные сервисы, использующие данные для построения аналитических дашбордов, дата-сервисов, интеграционных потоков между информационными системами. Таким образом, основной функционал Платформы данных — подготовка данных для дальнейшего переиспользования.

В компании УРАЛХИМ применяется различное ПО работы с данными, цель которого — обеспечение бизнес-пользователей, не имеющих знаний в области программирования, инструментами для работы с данными с целью снижения операционных издержек, получения кросс-функциональной аналитики и цифровизации процессов.

Среди программных продуктов, которые применяют в УРАЛХИМ, можно выделить:

  • инструменты создания BI-аналитики;
  • сервисы построения витрин данных;
  • инструменты кросс-анализа и создания цифровых двойников;
  • ПО для автоматизации подготовки данных;
  • инструменты real-time построения витрин данных;
  • сервисы создания голосовых помощников;
  • ПО для повышения качества данных;
  • сервисы для работы с API-интерфейсами и т.д.

Для развития Платформы данных в компании УРАЛХИМ был создан Центр компетенций по дата-сервисам, который управляет портфелем текущих дата-сервисов, определяет вектор их развития, осуществляет кросс-функциональное выравнивание. Центр компетенций по дата-сервисам состоит из нескольких продуктовых команд, каждая из которых отвечает за один или несколько дата-сервисов. Как правило, продуктовая команда состоит из бизнес-эксперта, BI-архитектора, инженера данных, исследователя данных и руководителя.

C целью повышения культуры работы с данными в компании УРАЛХИМ была создана внутрикорпоративная Школа аналитиков данных, заявки на обучение в которой подали более 1000 сотрудников. Теоретический блок успешно изучили более 500 человек, из которых на следующий практический этап попали более 300 специалистов.

В конце обучения 6 различных тестов по анализу данных успешно сдали также более 300 сотрудников. Из этих людей в итоге сформировали 32 группы, каждая из которых выполнила финальное практическое задание. В качестве финального испытания специалистам необходимо было самостоятельно, без привлечения ИТ-сотрудников, используя self-service инструменты для анализа данных, внедренные в компании УРАЛХИМ, решить прикладные бизнес-задачи, например:

  • провести анализ данных по договорам в бюджете CAPEX (capital expenditure — капитальные расходы — затраты на приобретение внеоборотных активов);
  • автоматизировать рассылку email-уведомлений по графику бизнес-плана;
  • рассчитать нормативный срок поставки, произвести контроль фактических и плановых поставок;
  • настроить автоматическое формирование справок и т.д.

При выборе self-service инструментов для работы бизнес-пользователей УРАЛХИМ предъявляет определенные требования. По продукту должно быть создано руководство для пользователей по разработке процессов. Вендор обязан провести обучение по сервису для сотрудников компании УРАЛХИМ. Критично наличие технической поддержки. Необходимо, чтобы сервис мог легко масштабироваться и тиражироваться на другие филиалы УРАЛХИМ. С целью импортозамещения, программный продукт должен быть внесен в Реестр отечественного ПО и поддерживать базу данных на свободном программном обеспечении (СПО) PostgreeSQL.

Всем вышеперечисленным требованиям соответствует low-code платформа Loginom, которая входит в пакет сервисов Платформы данных и изучается в курсе Школы аналитиков.

С помощью Loginom ученики реализуют конкретные проекты. Одним из таких проектов является «Обработка информации по закупкам ГСМ по топливным картам». В филиале компании УРАЛХИМ в Кирово-Чепецке автотранспорт обеспечивается ГСМ с использованием топливных карт на АЗС Лукойл. За месяц может быть около 1000 закупок ГСМ только в рамках одного филиала.

При обработке транзакций по закупке ГСМ в компании сталкиваются со следующими проблемами:

  1. Как распределить потребление ГСМ между цехами?
  2. Как сопоставить номенклатуру поставщика в чеке с номенклатурой в учетной системе УРАЛХИМ?
  3. Как подобрать в учетной системе позиции, которые еще не обеспечены закупками?
  4. Как рассчитать итоговую потребность в ГСМ, оперируя данными из разных учетных систем?

На первом этапе решения задачи с помощью подмоделей множественного импорта файлов были подготовлены и собраны данные по транзакциям топливных карт из разных учетных систем. Таким образом, был произведен сбор первичной информации без использования ручного ввода данных.

В дальнейшем для сопоставления номенклатуры был сформирован справочник, из которого информация с кодом номенклатуры автоматически добавлялась в отчет по собранному сценарию. Таким образом была решена проблема 1. Затем с помощью дополнительного справочника в отчет была добавлена информация о цехах, за которыми закреплены топливные карты: так решили задачу распределения ГСМ между цехами.

Сопоставление номенклатуры в Loginom

С помощью фильтров по цехам и по месяцам была произведена группировка в результате которой были получены данные, пригодные для создания автоматического заказа поставщику ГСМ непосредственно в учетной системе.

Формирование заказа поставщику с помощью Loginom

В результате расчетов получены данные о потреблении ГСМ каждым цехом по видам топлива с разбивкой по месяцам.

НоменклатураКодЗакреплена за цехом №Кол-во, лСумма со скидкой, руб.
Бензин АИ-95, лD000XX51901X253.68XXX 788.31
Бензин АИ-92, лD0000XX51891460XX 175.00
Топливо дизельное, лD00005044021265XX 024.20
Бензин АИ-92, лD000XX651894X50.62XX 707.29
Топливо дизельное, лD00005XX0261250XX899.50
Бензин АИ-92, лD0000X0XX18937X62.58XX952.94

Для определения остатков по потребностям ГСМ к данным из отчета по исполнению заявок из учетной системы была добавлена информация по потребностям. Данные сопоставлены по номеру позиции в заявке, которая есть в обоих отчетах. С помощью узла «Калькулятор» в Loginom были рассчитаны остатки по потребностям, которые затем были экспортированы в Excel.

Результаты

Специалисты УРАЛХИМ и ученики Школы аналитиков выделяют следующие преимущества платформы Loginom:

  1. Простое визуальное проектирование — позволяет настраивать логику обработки данных силами бизнес-пользователей, не привлекая ИТ.
  2. Более 60-и готовых компонентов обработки — дает возможность проводить как простые, так и сложные операции над данными.
  3. Множество компонентов очистки и предобработки данных — позволяет максимально качественно проводить ETL-процедуры.
  4. Множество компонентов Data Mining — предоставляет возможность использовать алгоритмы машинного обучения.
  5. Веб-интерфейс — позволяет работать с платформой непосредственно в браузере, без установки на ПК.
  6. Простая публикация веб-сервисов — дает возможность быстро обмениваться наработками.

В качестве глобальных итогов внедрения Платформы данных в компании УРАЛХИМ можно отметить повышение культуры и демократизацию работы с данными, а также кратный рост проникновения данных во все бизнес-процессы компании. Динамика роста работы с данными приведена в таблице.

ИнструментыДекабрь 2020 г.Декабрь 2021 г.Динамика
Количество цифровых моделей29+350%
Число просмотров аналитических отчетов в месяц800120 000+14 900%
Количество пользователей Платформы данных50452+800%
Число рассчитываемых аналитических показателей60475+690%
Количество дашбордов и аналитических отчетов12115+850%

Глубина проникновения работы с данными во все подразделения компании УРАЛХИМ иллюстрирует следующая статистика:

  1. Из 475 рассчитываемых аналитических показателей 6 использует Материально-технический отдел (МТО), 39 — производство, 12 — Департамент внешнего аудита (ДВА), 50 — HR-служба, 350 — финансы, 8 — продажи, 4 — объединенный центр обслуживания (ОЦО), 6 — ИТ-департамент.
  2. Из 115 аналитических отчетов и дашбордов 7 использует МТО, 41 — производство, 1 — ДВА, 10 — HR-служба, 33 — финансы, 3 — продажи, 2 — ОЦО, 6 — ИТ-департамент.

Подробнее об использовании Loginom как self-service инструмента платформы данных в выступлении Владимира Вавры, руководителя отдела инфраструктуры данных компании «УРАЛХИМ»:

Если вы хотите применять аналитическую low-code платформу Loginom в качестве self-service для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.

Другие материалы по теме:

Практика использования Loginom как self-service инструмента. Кейс компании «Балтика»

Loginom как аналитический self-service. Кейс Eurasian Resourses Group

Бизнес-курсы Loginom Skills

#loginom#low-code#loginom day#loginom day 2022#self-service#аналитический инструмент#кейс#промышленность

Смотрите также