Self-service аналитика: как 1 аналитик заменяет 10 программистов. Кейс компании ТБМ

21 февраля 2022
0 комментариев

Как силами одного аналитика внедрить data driven подход во все подразделения b2b бизнеса с миллиардными оборотами. Практический кейс компании ТБМ — крупнейшего российского поставщика комплектующих и фурнитуры для производства окон, дверей, стеклопакетов, мебели.

Компания ТБМ — торгово-производственный холдинг, крупнейший поставщик комплектующих и фурнитуры для производства окон, дверей, стеклопакетов, мебели. На протяжении 28 лет компания осуществляет поставки высококачественной продукции по России и странам СНГ.

Компания ТБМ в цифрах:

  • 8 дивизионов, 58 филиалов и 78 представительств формируют региональную сеть компании в России и странах СНГ;
  • более 30 000 товаров — формируют ассортимент компании;
  • 125 000 кв. м — общая площадь логистических комплексов.

Ситуация до старта проекта

До старта проекта в компании присутствовало четкое осознание необходимости data-driven подхода в организации бизнес-процессов. Для оценки эффективности необходимо учитывать все ключевые показатели, проводить их анализ и сравнивать результат.

Требовался инструмент, который позволяет в короткие сроки получать необходимые показатели и проверять гипотезы.

Результатом проверки гипотез должно стать выявление «узких мест» и поиск точек роста для компании, то есть разработка мероприятий по оптимизации бизнес-процессов на основе анализа объективных данных.

До сотрудничества с Loginom cпециалисты ТБМ решали все вышеперечисленные задачи с помощью следующих инструментов:

  • Собственная учетная система — обилие несистематизированных данных от различных департаментов затрудняло поиск нужной информации.
  • Excel — использовался по мере необходимости для относительно простых расчетов.
  • Запросы в департамент информационных технологий — использовались при необходимости реализации сложных расчетов. Требовали обязательного написания развернутого ТЗ или прямого привлечения бизнес-аналитика для разъяснения задачи. Длительный срок обработки запроса часто нивелировал потребность в нем.

Проблема

В компании была сформулирована проблема: отсутствие всестороннего анализа и оперативного получения информации для принятия решений и оптимизации бизнес-процессов. Ситуацию усугубляли следующие факторы:

  • наличие большого объема несистематизированных данных, качество, ценность и применимость которых нуждались в предварительной оценке;
  • невозможность привлечения IT-специалистов из-за их высокой загруженности;
  • отсутствие опыта в организации аналитической работы;
  • необходимость выстраивания процесса анализа данных для различных департаментов компании, с учетом специфики работы каждого из них;
  • ограничения трудовых ресурсов — задачи предстояло решить силами одного специалиста.

Решение

Вместе с формулированием проблемы появилось и решение: внедрить в бизнес-процессы компании универсальный аналитический инструмент, не требующий специальных знаний для использования. С помощью этого инструмента систематизировать аналитическую работу, настроить регулярную отчетность для всех подразделений компании.

Для решения аналитических задач был выбран Deductor — платформа предыдущего поколения, впоследствии в компании осуществили переход на Loginom.*

С помощью платформы Loginom реализован ряд прикладных задач для различных департаментов компании:

  • прогнозирование финансового результата;
  • расчет регулярности спроса;
  • RFM-анализ клиентов;
  • моделирование грузопотоков;
  • разработка системы рейтингов сотрудников и т.д.

Далее рассмотрим пример типичной задачи в Loginom по расчету рекомендованных цен для различных категорий клиентов и различных товаров.

Практический кейс «Расчет рекомендованных цен»

Задача сформулирована следующим образом: на основании данных о продажах товаров и объемах закупки клиентов определить рекомендованные цены для каждого клиента. На этапе постановки задачи были выявлены ограничения: рекомендованные цены не должны выходить за пределы рыночных, сложившихся в каждом филиале. Клиенты с наибольшим объемом закупок должны получить наилучшие цены. Однотипные товары должны иметь одинаковые, либо различающиеся на заданную величины цены.

Алгоритм решения задачи расчета рекомендованных цен в Loginom:

  • расчет прайс-листа для каждого филиала;
  • расчет скидок в каждой ценовой категории, в каждом филиале, в каждом товарном кластере;
    Расчет скидок

    Расчет скидок

 
  • категорирование клиентов по объему закупок за 12 месяцев в каждом товарном кластере, для каждого филиала;
    Категорирование клиентов

    Категорирование клиентов

 
  • расчет рекомендованных цен для каждого товара, в каждой ценовой категории, на каждом филиале;
  • представление результатов расчетов рекомендованных цен и сравнение с действующими ценами.
    Результат расчетов

    Результат расчетов

 

Пример формирования отчета с расчетными ценами приведен на рисунке.

Пример формирования отчета

Результаты

Современное состояние анализа данных в компании ТБМ:

  1. Разработано 700 аналитических отчетов для различных подразделений компании.
  2. Активно используется более 500 отчетов.
  3. Простая процедура постановки ТЗ для разработки отчета: достаточно порядка расчета показателей и минимальных комментариев.
  4. Среднее время разработки отчета по запросу – 1 день. Аналогичную задачу IT-департамент реализовывал до 1 месяца.
  5. Сформирована база отчетов, доступная для управленческого и коммерческого персонала всех департаментов.
  6. Все многообразие работ реализовано и поддерживается силами 1 аналитика, без привлечения IT-специалистов.
  7. Процесс анализа данных выстроен с помощью одного инструмента — платформы Loginom.

Преимущества Loginom:

  1. Универсальность — формирование отчетов для любых подразделений компании: финансы, логистика, продажи, маркетинг, HR. Один инструмент для бизнеса.
  2. Оперативность — время разработки отчета составляет 1 день.
  3. Масштабируемость — сформировано 700+ аналитических отчетов, их количество не конечно.
  4. Эффективность — процесс анализа данных реализован силами 1 специалиста.

*Отличия Loginom от Deductor приведены в статье. Дополнительные отличия указаны также в данном материале.

Подробнее о формировании базы аналитических отчетов силами одного специалиста в выступлении Владимира Троцюка, заместителя начальника отдела маркетинга компании ТВМ:


Если вы тоже хотите применять low-code платформу Loginom для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.

Другие материалы по теме:

Автоматизация рутинных операций сотрудников. Кейс Авто Экспресс

Практика использования Loginom как self-service инструмента. Кейс Балтики

#кейс#оптимизация#анализ данных#бизнес-анализ#self-service#проекты#логистика

Смотрите также

Подписывайтесь на телеграмм-канал Loginom
Новости, материалы по аналитике, кейсы применения, активное сообщество
Подписаться