Плюсы и минусы использования low-code платформы Loginom для оптимизации запасов. Как организовать работу над проектам наиболее эффективно, чтоб как можно быстрее получить первые результаты и реализовать весь потенциал self-service аналитики.
Мансур Кадимов
Reshape Analytics
Дата выступления:
10 ноября 2020
pdfРеальный опыт разработки и внедрения систем оптимизации запасов на Loginom.pdf
Подробнее о выступлении
В докладе описано управление товарными запасами с помощью Loginom: прогнозирование уровня, формирование ассортиментной матрицы, планирование акций.
В процессе решения задачи оптимизации товарных запасов необходимо учитывать 3 противоречивых вводных:
- Соответствие ассортимента запросам потребителей: широкий выбор в наличии, полнота и оперативность исполнения заказов, ротация товаров.
- Оптимизация внутренней эффективности запасов: снижение логистических издержек, сокращение затрат на персонал.
- Рациональное использование финансовых активов: сокращение оборачиваемости запасов, контроль денежного цикла.
Продвинутая аналитика и прогнозирование запасов позволяет найти оптимальный баланс между этими противоречивыми задачами.
Последствия неэффективного управления запасами:
- При недостаточном уровне: наблюдаются упущенные продажи, потеря лояльности клиентов, их отток.
- При избыточном уровне: денежные средства «замораживаются» в запасах, происходит потеря маржи и продажи «в минус» при ликвидации остатков.
Среди факторов, влияющих на управление запасами можно выделить следующие:
- Широта ассортиментной линейки.
- Наличие товаров-аналогов.
- Ротация ассортимента.
- Ограниченные сроки годности.
- Мультиканальность продаж.
- Активный маркетинг.
- Жесткие требования по уровню сервиса.
- Разветвленная система складов.
- Ограниченная емкость складов.
- Квотирование закупок.
- Длительное время поставок.
- Необходимость выборки фиксированного объема товара.
На рынке присутствуют различные продукты для оптимизации товарных запасов. В общем виде они решают следующие задачи:
- Анализ и подготовка исторического спроса. Учитываются исходные объемы заказов и их периодичность, производится обработка выбросов и аномалий. Происходит сглаживание спроса и восстановление от пропусков (отсутствия товаров), строятся модели влияния различных факторов.
- Прогнозирование регулярного спроса. Начинается с тривиальных методов, например, скользящее среднее. Далее применяются более сложные расчеты: статистическое прогнозирование, линейная регрессия, нейронные сети, декомпозиция прогноза. Строятся ансамбли моделей, сочетающие методы конкурентного и вероятностного прогнозирования.
- Планирование новинок и акций. Строится на основе выявления позиций-доноров и аналогичных активностей. После этого производится формирование рекомендаций по акциям и ассортименту.
- Прогнозирование запасов и поставок. Формируется складская матрица и определяется объем закупок. Планирование запасов можно начать с тривиальных методов, например, рассчитать min-max коэффициенты покрытия прогноза. Затем производится расчет страховых запасов на основе уровня сервиса. Далее реализуется модель ABC-XYZ управления. Происходит моделирование, оптимизация уровня сервиса и финальный расчет с использованием вероятностных прогнозов.
- Размещение и контроль закупок. Начинается с ручного выбора поставщика и корректировки заказа. Далее строятся бизнес-правила, учитывающие ограничения контрагентов, например, минимальные объемы закупки, окна поставок. Затем прогнозируются вероятности срыва поставок. По результатам данных расчетов выбирается наиболее оптимальный поставщик. Закупки оптимизируются с учетом коммерческий условий или при дефиците бюджета.
- Анализ управления запасами. Начинается с исследования структуры и оборачиваемости запасов. Далее производится аналитика упущенных продаж и причинно-следственный анализ возникновения дефицита или излишков.
Для автоматизированного прогнозирования, планирования и оптимального управления товарными запасами на основе аналитической low-code платформы Loginom разработано модульное решение Loginom Demand Planning.
Другие материалы по теме:
Loginom Community Edition - аналитика, доступная каждому
Новые возможности Loginom 6.4. Вебинар