Прогнозирование спроса и оптимизация ассортимента вендинговой компании. Кейс ВЕНДА ГРУПП

3 февраля 2022
0 комментариев

Как с помощью анализа данных управлять ассортиментом 1200 розничных точек продаж. Практический кейс вендинговой компании ВЕНДА ГРУПП.

ВЕНДА ГРУПП с 1997 года занимается установкой и обслуживанием вендинговых аппаратов. Сеть насчитывает более 1200 торговых автоматов, установленных на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, офисных зданиях.

Ситуация до старта проекта

Концепция торговли с помощью автоматов выдвигает определенные требования к ведению бизнеса:

  • оперативное пополнение товаров;
  • гибкое управление ассортиментом и его постоянная ротация;
  • учет технических особенностей аппаратов (ограничения в количестве полок, ячеек или их размере);
  • учет физических ограничений товаров (их размер, тип упаковки, срок годности, требования к условиям хранения).

Эволюция вендинга стремится в сторону микромаркетов — небольших магазинов самообслуживания с открытым доступом. В этом случае торговля продуктами питания ближе к HoReCa-бизнесу, чем к традиционному ритейлу.

Проблема

Специфическая концепция вендинговой торговли логически формирует комплекс проблем отрасли:

  1. Ограничения товаров и торговых автоматов требуют оптимального формирования ассортиментной матрицы. Формирование ассортимента затруднено из-за отсутствия обобщенных аналитических данных о динамике спроса.
  2. Развитая сеть небольших торговых точек предполагает отлаженный процесс ежедневного пополнения и логистики. Планирование пополнения ассортимента затруднено из-за отсутствия оперативных данных по продажам в каждой торговой точке.
  3. Торговля продуктами питания и напитками создает потребность постоянной ротации ассортимента. Пересмотр ассортимента не всегда возможен из-за технических ограничений торговых автоматов и физических особенностей товаров.
  4. Работа со скоропортящимися товарами требует точности в прогнозировании спроса. Оптимальное прогнозирование спроса с учетом срока годности товаров невозможно без накопления и анализа исторических данных о продажах.
  5. Торговля продуктами предполагает оперативное изъятие товара с истекающим сроком годности. Быстрое удаление просроченных товаров выдвигает повышенные требования к оперативной отчетности по продажам.
  6. Продуктовый ритейл требует гибкого отклика на события и сезонный спрос. Например, рост потребности в вегетарианских блюдах в теплое время года или увеличение спроса на постные продукты в период религиозных событий. Временная ограниченность событийного и сезонного спроса на продукты питания требует максимально точного прогнозирования продаж и подбора ассортимента на данный период.

Помимо общеотраслевой проблематики, в компании ВЕНДА ГРУПП присутствовали внутренние ограничения:

  • трудность ручного управления ассортиментом и логистикой 1200 торговых точек в условиях ограниченной численности команды;
  • отсутствие компетенций в автоматизации и аналитике в условиях недостатка релевантного опыта;
  • решение не развивать самостоятельные навыки в аналитике в условиях высокой загруженности команды и нежелании раздувать штат.

    Решение

    Задачу управления ассортиментом вендинговой компании реализовали с помощью разработки решения по прогнозированию спроса и оптимизации торговой матрицы на основе low-code платформы Loginom. При этом были сформулированы определенные бизнес- и соответствующие им функциональные требования:

    Бизнес-требованияФункциональные требования
    Несколько типов точек продаж, разнообразие ассортимента, учет сезонности и прочих паттернов спросаИспользование прогнозов и предобработанных исторических данных
    Частая ротация ассортимента и ассортиментных группАнализ на уровне ассортиментных групп и позиций
    Большое количество точек продаж – более 1200 и постоянный рост их числаКластеризация точек продаж по параметрам и профилю потребления
    Прозрачность и понятность вычисленийИспользование в основе решения ABC-анализа
    АвтоматизацияФормирование готовых рекомендаций: ввод и вывод позиций, изменение цен, промо

    В общем виде архитектура решения представлена на схеме:

    Архитектура решения по прогнозированию спроса и оптимизации ассортимента

    Принцип функционирования решения предполагает установку 2-х категорий входных параметров:

    1. Период исследования: глубина истории, горизонт прогноза.
    2. Период для группировки.

    Алгоритм работы решения управлению ассортиментом следующий:

    • подготовка данных: осуществляется обогащение восстановленного спроса выручкой, маржей, производится группировка периодов;
    • динамическая ABC-классификация: производится для каждой точки продаж и сгруппированного периода по выручке, марже, количеству товаров, количеству товаров в группе, частоте продаж;
       

      Сценарий ABC-классификации

    • кластеризация торговых точек по профилю потребления предполагает 2 этапа: кластеризация транзакций с ABC-классами и входящим в них ассортиментом; кластеризация методом k-средних по итогам предыдущей операции. Далее производится кластеризация точек по их параметрам с помощью обработчика Loginom «Самоорганизующиеся сети»;
       

      Сценарий операции кластеризации

    • построение рейтингов: производятся вычисления с применением формул с компонентами в виде распределения сгруппированных периодов по различным ABC-классам;
       

      Результат построения рейтингов

    • формирование рекомендаций: производится ранжированием по рейтингам в пределах торговых точек и кластеров; осуществляется фильтрация рекомендаций по заданным пороговым значениям.

      Пример формирования рекомендаций

      Результаты

    1. Построение автоматизированного решения по прогнозированию спроса сети из 1200 торговых точек с учетом специфики и ограничений вендингового бизнеса.
    2. Разработка алгоритма выдачи конкретных рекомендаций по управлению ассортиментом в разрезе каждой торговой точки с учетом как пополнения товаров, так и изъятия позиций с истекающим сроком годности.
    3. Прогнозирование спроса с учетом сезонных и событийных колебаний.
    4. Разработка алгоритма по выдаче предложений и ротации спроса.
    5. Работа решения с минимальным количеством входных параметров.
    6. Выстраивание понятной логики работы решения благодаря low-code-архитектуре.

Подробнее о разработанном решении в выступлении Саида Кардашова, исполнительного директора ВЕНДА ГРУПП и Мансура Кадимова, управляющего партнера Reshape Analytics:

Разработчик решения — партнер Loginom Company — консалтинговая компания Reshape Analytics.

Если вы тоже хотите применять low-code платформу Loginom для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.

Другие материалы по теме:

 Оптимизация товарных запасов. Кейс мебельной компании ДЭФО

Управление товарными запасами розничной сети. Кейс Estée Lauder Companie

#кейс#оптимизация#ритейл#проекты

Смотрите также

Подписывайтесь на телеграмм-канал Loginom
Новости, материалы по аналитике, кейсы применения, активное сообщество
Подписаться