Как быстро и без программистов реформировать пополнение e-commerce. Кейс SUNLIGHT

2 февраля 2023
0 комментариев

Создание системы планирования пополнения e-commerce с ассортиментом свыше 50 000 наименований c нуля за три месяца силами преимущественно бизнес-пользователей, с минимальным привлечением ИТ-специалистов.

SUNLIGHT — одна из крупнейших ювелирных торговых сетей России, основана в 2005 году. За 17 лет работы компания добилась значительного роста. По состоянию на 2022 год SUNLIGHT это:

  • более 480-и розничных мультибрендовых магазинов в 156-и городах РФ;
  • ассортимент свыше 50 000 наименований;
  • более 120 ювелирных брендов как российских, так и зарубежных;
  • 30% продаж компании — через онлайн-каналы;
  • ювелирный интернет-гипермаркет, входит в ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов РФ.

Ситуация до старта проекта

Планированием пополнения интернет-магазина SUNLIGHT занимаются бизнес-пользователи, а не ИТ-специалисты. При этом у команды планирования постоянно возникает множество задач, например, ротация ассортимента, ввод товаров нового производителя, учет сезонного и событийного спроса, расчет пополнения по регионам и т.д.

Попытка реализовать указанные задачи, разработав некое решение с помощью ИТ-департамента, приводила к усложнению процесса. Наиболее частые аргументы для быстрого разрешения вопросов со стороны ИТ-специалистов, как правило, следующие:

  1. «Напишите техническое задание...».
  2. «Подготовьте финансовое обоснование целесообразности работ...».
  3. «Задача непростая, нужна дополнительная экспертиза...».
  4. «ИТ-подразделение сильно загружено...».
  5. «У ИТ-команды дефицит кадровых ресурсов...».
  6. «Задача неприоритетна, поставим ее в бэклог...».

Проблема

В результате создалась ситуация, когда у команды пополнения e-commerce накапливался пул нерешенных бизнес-задач с непонятным сроком реализации. При этом постоянно генерировались новые задачи, которые, в большинстве случаев, попадали в число незакрытых. Сформировалась критичная зависимость одного департамента от другого. Дефицит ИТ-специалистов и их перманентная загруженность стали «узким местом» в процессах команды пополнения e-commerce.

Для разрешения проблемной ситуации можно набрать больше программистов и других технических специалистов, но существуют некоторые ограничения:

  1. Адаптация, обучение, погружение в бизнес-процессы крупной компании новых ИТ-специалистов требует времени, которое является дефицитным.
  2. Хорошие технические специалисты — это дорогостоящий и редкий ресурс, в котором заинтересованы множество компаний на рынке — новые ИТ-сотрудники могут быстро сменить работу.
  3. Для полноценного участия в проектах техническому специалисту необходимо освоить специальную терминологию ювелирного бизнеса, изучить ИТ-архитектуру компании, познакомиться с процедурами решения задач и внутрикорпоративной коммуникацией. Все эти операции также требует времени, которого, как уже упоминалось, недостаточно.

Есть второй путь решения проблемы — предоставить больше свободы бизнес-пользователям. Этот способ хорош тем, что практически не имеет ограничений, а наоборот, обладает рядом очевидных преимуществ, ведь бизнес-пользователи:

  1. Отлично владеют специфической терминологией, понимают инсайты, что позволяет им быстро тестировать гипотезы и закрывать бизнес-задачи.
  2. Эффективно коммуницируют внутри коллектива, говорят с другими «на одном языке».
  3. Решают свои задачи с нужной периодичностью тем или иным способом, чаще всего в Excel, не дожидаясь ИТ-специалистов.

Ключевой тезис «с нужной периодичностью», т.к. операции планирования пополнения ассортимента e-commerce необходимо проводить регулярно — это повторяющаяся задача.

Представим, насколько трудоемко решать задачу планирования пополнения интернет-магазина SUNLIGHT, у которого:

  • более 1 000 000 посетителей сайта и приложения в месяц;
  • около 10 000 онлайн-заказов в день;
  • присутствует потребность в постоянной ротации ассортимента;
  • существует резкое различие в ценах товаров — от нескольких сот до нескольких миллионов рублей;
  • интенсивная акционная и промо-активность.

Действующая система пополнения e-commerce требовала реформирования, в процессе которого нужно было решить следующие задачи:

  1. Разделить ассортиментную матрицу для товаров e-commerce и офлайн-магазинов.
  2. Прогнозировать регулярные продажи для улучшения сервиса. Например, с целью обеспечить представленность наиболее популярных товаров для самовывоза из магазинов при онлайн-заказе.
  3. Оперативно менять промо-активность.
  4. Дифференцировать нормирование товарных запасов по группам ассортимента, по уровню цен и т.д.
  5. Точно рассчитывать количество товаров к отгрузке со склада.
  6. Обеспечить интеграцию с ERP-системой.
  7. Беспроблемно проводить технологическое обслуживание системы.
  8. Предусмотреть возможность для дальнейшего развития решения.

Для решения вышеперечисленных задач можно было подготовить ТЗ и ожидать обратной связи от программистов, которые, скорее всего, в процессе обсуждения ссылались бы на аргументы, описанные в разделе «ситуация до старта проекта».

Решение

Специалисты отдела планирования пополнения e-commerce пошли другим путем — использовали аналитическую low-code платформу Loginom для решения собственных бизнес-задач. На базе Loginom было реализовано решение SUNLIGHT Inventory Management. Источниками данных служили файлы из хранилищ и баз данных (SQL Server, Postgre SQL, ClickHouse) а также информация из разрозненных файлов, преимущественно Excel.

Архитектура решения SUNLIGHT Inventory Management

Результатом расчетов SUNLIGHT Inventory Management были файлы, описывающие нужные перемещения с одного склада на другой, которые уходили в работу в отдел исполнительной логистики. Также решение по расписанию формировало ряд аналитических Excel-файлов для оперативного принятия управленческих решений. Количество таких файлов увеличивалось по мере проникновения SUNLIGHT Inventory Management в смежные бизнес-процессы (в компании есть подразделения, которые в своей работе используют информацию отдела пополнения e-commerce).

Решение формировало датасеты для регулярного обновления хранилищ и баз данных, которые, в свою очередь, были интегрированы с ERP-системой компании. При необходимости данные их хранилищ можно было представить с помощью систем визуализации (Qlik View, Qlik Sense).

Решение SUNLIGHT Inventory Management было спроектировано программистами ИТ-подразделения и бизнес-пользователями отдела управления товарными запасами в виде направленного графа, состоящего из различных расчетных подмоделей. В части реализованных работ, ИТ-специалисты сформировали пул источников данных, настроили доступы и учетные записи, реализовали интеграцию и реинтеграцию с ERP-системой. Бизнес-пользователи самостоятельно построили алгоритм расчетов в Loginom, провели весь цикл тестирования решения, запустили систему в эксплуатацию.

Результаты

В результате внедрения аналитической low-code платформы Loginom в бизнес-процессы компании SUNLIGHT:

  1. За 3 месяца была разработана новая система пополнения e-commerce.
  2. Решение было спроектировано с нуля, силами преимущественно бизнес-пользователей.
  3. Достигнута заданная гибкость в управлении товарными запасами.
  4. Сокращен цикл запуска изменений в решение. Time-to-market (быстрота внесения корректировок) составляет один рабочий день с учетом обсуждений и согласований.
  5. Бизнес-пользователи вовлечены в проектирование архитектуры решения.
  6. У бизнес-пользователей существенно повышен уровень технологической экспертизы.

Если ваша компания заинтересована во внедрении Loginom для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.

Другие материалы по теме:

Автоматизация прогнозирования розничных продаж. Кейс Estee Lauder Companies Inc.

Аналитика в управлении товарными запасами. Кейс торгово-производственного холдинга «Русклимат»

Бизнес-курсы Loginom Skills

#loginom day#loginom day 2022#кейс#e-commerce#retail#управление ассортиментом#управление запасами

Смотрите также