Создание системы планирования пополнения e-commerce с ассортиментом свыше 50 000 наименований c нуля за три месяца силами преимущественно бизнес-пользователей, с минимальным привлечением ИТ-специалистов.
SUNLIGHT — одна из крупнейших ювелирных торговых сетей России, основана в 2005 году. За 17 лет работы компания добилась значительного роста. По состоянию на 2022 год SUNLIGHT это:
Планированием пополнения интернет-магазина SUNLIGHT занимаются бизнес-пользователи, а не ИТ-специалисты. При этом у команды планирования постоянно возникает множество задач, например, ротация ассортимента, ввод товаров нового производителя, учет сезонного и событийного спроса, расчет пополнения по регионам и т.д.
Попытка реализовать указанные задачи, разработав некое решение с помощью ИТ-департамента, приводила к усложнению процесса. Наиболее частые аргументы для быстрого разрешения вопросов со стороны ИТ-специалистов, как правило, следующие:
В результате создалась ситуация, когда у команды пополнения e-commerce накапливался пул нерешенных бизнес-задач с непонятным сроком реализации. При этом постоянно генерировались новые задачи, которые, в большинстве случаев, попадали в число незакрытых. Сформировалась критичная зависимость одного департамента от другого. Дефицит ИТ-специалистов и их перманентная загруженность стали «узким местом» в процессах команды пополнения e-commerce.
Для разрешения проблемной ситуации можно набрать больше программистов и других технических специалистов, но существуют некоторые ограничения:
Есть второй путь решения проблемы — предоставить больше свободы бизнес-пользователям. Этот способ хорош тем, что практически не имеет ограничений, а наоборот, обладает рядом очевидных преимуществ, ведь бизнес-пользователи:
Ключевой тезис «с нужной периодичностью», т.к. операции планирования пополнения ассортимента e-commerce необходимо проводить регулярно — это повторяющаяся задача.
Представим, насколько трудоемко решать задачу планирования пополнения интернет-магазина SUNLIGHT, у которого:
Действующая система пополнения e-commerce требовала реформирования, в процессе которого нужно было решить следующие задачи:
Для решения вышеперечисленных задач можно было подготовить ТЗ и ожидать обратной связи от программистов, которые, скорее всего, в процессе обсуждения ссылались бы на аргументы, описанные в разделе «ситуация до старта проекта».
Специалисты отдела планирования пополнения e-commerce пошли другим путем — использовали аналитическую low-code платформу Loginom для решения собственных бизнес-задач. На базе Loginom было реализовано решение SUNLIGHT Inventory Management. Источниками данных служили файлы из хранилищ и баз данных (SQL Server, Postgre SQL, ClickHouse) а также информация из разрозненных файлов, преимущественно Excel.
Результатом расчетов SUNLIGHT Inventory Management были файлы, описывающие нужные перемещения с одного склада на другой, которые уходили в работу в отдел исполнительной логистики. Также решение по расписанию формировало ряд аналитических Excel-файлов для оперативного принятия управленческих решений. Количество таких файлов увеличивалось по мере проникновения SUNLIGHT Inventory Management в смежные бизнес-процессы (в компании есть подразделения, которые в своей работе используют информацию отдела пополнения e-commerce).
Решение формировало датасеты для регулярного обновления хранилищ и баз данных, которые, в свою очередь, были интегрированы с ERP-системой компании. При необходимости данные их хранилищ можно было представить с помощью систем визуализации (Qlik View, Qlik Sense).
Решение SUNLIGHT Inventory Management было спроектировано программистами ИТ-подразделения и бизнес-пользователями отдела управления товарными запасами в виде направленного графа, состоящего из различных расчетных подмоделей. В части реализованных работ, ИТ-специалисты сформировали пул источников данных, настроили доступы и учетные записи, реализовали интеграцию и реинтеграцию с ERP-системой. Бизнес-пользователи самостоятельно построили алгоритм расчетов в Loginom, провели весь цикл тестирования решения, запустили систему в эксплуатацию.
В результате внедрения аналитической low-code платформы Loginom в бизнес-процессы компании SUNLIGHT:
Если ваша компания заинтересована во внедрении Loginom для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.
Другие материалы по теме:
Автоматизация прогнозирования розничных продаж. Кейс Estee Lauder Companies Inc.
Аналитика в управлении товарными запасами. Кейс торгово-производственного холдинга «Русклимат»