Динамическое ценообразование на платформе Loginom. Кейс ЕВРАЗ Маркет

18 сентября 2025
0 комментариев

Создание системы динамического ценообразования на платформе Loginom для одного из крупнейших металлургических предприятий в России. Внедрение множества правил формирования скидки при увеличении скорости расчета цен.

ЕВРАЗ Маркет — металлотрейдинговая компания. В ее торговой сети 40 филиалов, которые расположены в промышленно развитых центрах Юга и Северо-Запада РФ, Черноземья, Поволжья, Сибири, Урала и Дальнего Востока, а также в Казахстане. ЕВРАЗ Маркет входит в группу ЕВРАЗ, обладающую масштабным производством и разветвленной сетью филиалов в России.

ЕВРАЗ на 2024 год:

  • 50 000+ сотрудников.
  • одна из 10 крупнейших компаний в области черной металлургии в России (RAEX-600 2022).

Ситуация до старта проекта

В сфере металлотрейдинга есть ряд особенностей. Производство металла не может быть быстро увеличено под конкретного заказчика. Его нельзя оперативно привезти из других регионов, потому что это дорого. Поэтому компания ЕВРАЗ формирует запасы для продажи и стремится реализовать их максимально выгодно.

Спрос на металл нестабилен и подвержен волновым колебаниям. Существует множество нюансов, касающихся ассортимента и тоннажа. Необходимо «ловить» моменты выгодной реализации, чтобы получать максимальную прибыль.

Для многих клиентов ЕВРАЗ Маркет привычной практикой является покупка после предоставления скидки. Переговоры о скидках ведутся напрямую с менеджером по продажам и проходят согласование на различных уровнях.

Действовавшая процедура согласования скидок не устраивала руководство. В компании есть ограничения на их размер, но в цепочке согласований из-за низкой скорости обработки запросов, иногда завышали скидки. Стоимость заказа оказывалась слишком низкой для текущего уровня цен. Центральный офис получал постфактум информацию о размере сделанной скидки, нарушении определенных правил, пропуске волны цен.

Проблема

Руководство выделило главную проблему описанной ситуации — плохую управляемость. Превышение допустимого уровня скидок рассматривалось руководством как уменьшение прибыли. Компания реализует большие объемы металла, поэтому даже небольшой рост скидки может приводить к значительным финансовым потерям. Предположим, при продаже металла на сумму 100 млн рублей скидка завышена на 1%. Это значит, что компания потеряла 1 млн рублей.

Целью проекта стало установление уверенного управления процессом формирования цен. Для этого необходимо было автоматизировать процесс согласования скидки. Нужно было синхронизировать работу баз данных центрального офиса и филиалов, создать Систему динамического ценообразования.

Технические требования к решению

Первым требованием было исключение ситуации, когда руководство ЕВРАЗ Маркета не управляет процессом формирования скидки, а узнает об упущенной выгоде как о свершившемся факте. Другие требования:

  • Расширение критериев заказа, учитываемых при определении цены, и правил подстановки цен в заказ.
  • Оперативное реагирование на ценовые волны без дополнительных затрат времени на настройку прайс-листов.
  • Формирование цены на товар с учетом особенностей заказа и клиента.
  • Ввод в действие управленческих решений без дополнительных доработок системы расчета цены.
  • Проведение оперативной проверки маркетинговых гипотез и апробирование новых ценовых подходов.

Одна из задач, поставленных руководством ЕВРАЗ Маркет — дать маркетологам инструмент быстрого эксперимента. Настолько быстрого, чтобы эксперимент и принятие решения по нему укладывались в сроки одной ценовой волны. Критически важной была скорость выполнения расчетов во всех операциях: решение должно оперативно отвечать на запросы, стремительно обрабатывать большие объемы данных.

Решение

Компания начала поиск решения и нагрузочные тесты различных платформ. После проверки производительности IT-специалисты ЕВРАЗ выбрали платформу Loginom. Разработку и внедрение Системы динамического ценообразования на основе Loginom осуществляла компания Reshape Analytics.

Общая структура решения показана на рисунке. В Систему динамического ценообразования входили 3 блока, выполненных на платформе Loginom: блок ETL, блок калькуляций и сервисный блок. Внутри них происходило преобразование и обогащение данных, расчеты. Источниками данных выступали библиотека 1С и таблицы Excel подразделений-пользователей Системы. Также в Систему входила база данных PostgreSQL, в которой осуществлялось хранение базовых справочников, наборов правил и построек, а также логирование.

Общая схема Системы динамического ценообразования

Общая схема Системы динамического ценообразования

Блок ETL осуществляет извлечение, трансформацию и загрузку данных. Мастер-система для блока — 1С. Обмен данными между системами происходит автоматически. Дополнительно используются Excel-файлы.

Подмодель обработки и актуализации цен

Подмодель обработки и актуализации цен

Есть автоматический и ручной способы актуализации цен, возможность оперативно изменить правила формирования цены со стороны центрального офиса. Можно создавать отложенные правила.

Блок калькуляции. Основной блок Системы динамического ценообразования, где происходят все расчеты. Специалисты ЕВРАЗ и Reshape Analytics отмечают следующие преимущества решения: скорость, модульность и масштабируемость. Быстрота расчетов на платформе Loginom позволила минимизировать время калькуляции.

Сервисный блок. Запрос на сервисный блок появился по ходу реализации проекта. Задача, для которой он создан — упрощение обслуживания конечных пользователей сервисной службой ЕВРАЗ. Блок позволяет быстро отвечать на вопросы: «почему цена так рассчиталась?», «корректно ли рассчитана цена по конкретному заказу?» и т.д.

Функции сервисного блока:

  • Выгрузка правил и настройка правил для сверки, без прямого взаимодействия с базой данных.
  • Проверка выполненных расчетов по конкретному заказу.
  • Проверка цены по конкретной позиции.
  • Очистка таблиц с правилами (актуальные, отложенные, все).
  • Мелкие настройки.

Эти функции реализуются стандартными средствами Loginom. Минимально необходимые действия: задать нужную переменную, запустить какой-то процесс.

Результаты

Построена Система динамического ценообразования, которая решает все поставленные задачи при минимальном вовлечении человека, выполняет расчеты «на лету».

Ключевые свойства Системы:

  • Модульность. В архитектуре заложена возможность модернизации пользователями Loginom, она реализована в виде модулей.
  • Простота для пользователей. Решение позволяет выполнять сложные расчеты, при этом ее структура понятна эксперту в области продаж, который не является техническим специалистом.
  • Масштабируемость. К Системе можно подключать новых пользователей, это делается довольно легко.
  • Быстродействие. Выполнено требование по увеличению скорости обработки запроса: среднее время, которое затрачивает финальная версия решения на данную операцию, составляет 0.3 с (требуемое время расчетов — менее 1 с).
  • Возможность быстрого эксперимента. Простота Системы с позиции пользователя и скорость ее работы позволяют быстро пробовать решения и масштабировать их.

Задача по автоматизации управления ценообразованием в компании ЕВРАЗ Маркет успешно решена.

Подробнее об опыте выбора и внедрения высокоскоростной платформы Loginom в выступлении Данаса Лопаткина, руководителя блока управления проектами цифровой трансформации ООО «ЕВРАЗ ТК» и Антона Кобахидзе, главного аналитика-разработчика Reshape Analytics:

pdfДинамическое ценообразование.pdf

Если вы хотите применять аналитическую low-code платформу Loginom для решения задач бизнеса, свяжитесь с нами.

Другие материалы по теме:

Система определения актуальных рыночных цен. Пилотный проект

Сегментация клиентов по лояльности или RFM-анализ

#автоматизация#loginom day#loginom day 2024

Смотрите также

Подписывайтесь на телеграмм-канал Loginom
Новости, материалы по аналитике, кейсы применения, активное сообщество
Подписаться