Специфика управления ассортиментом в вендинге, критерии эффективности и современные принципы оптимизации ассортимента. Построение аналитической рекомендательной системы в Loginom для управления ассортиментом компании на принципах прозрачности и проактивности.
pdfОптимизация ассортимента для вендинговой компании с помощью Loginom.pdf
В рамках доклада описано решение по прогнозированию спроса и оптимизации ассортимента для вендингового бизнеса с помощью low-code платформы Loginom.
Вендинговый бизнес — это торговля с помощью аппаратов или микромаркетов самообслуживания.
Задача управления ассортиментом в вендинговом бизнесе имеет ряд особенностей из-за специфики спроса:
Эволюции вендинга направлена в сторону микромаркетов — небольших магазинов самообслуживания, которые позволяют предоставлять покупателям более широкий ассортимент, размещать скоропортящуюся продукцию и готовые блюда. В этом случае вендинговая торговля начинает конкурировать с организациями сферы HoReCa.
С появлением в концепции микромаркетов продуктов категорий «фреш» и «ультра-фреш» чувствительность к ошибкам прогнозирования ассортимента становится значительно выше. Некорректный прогноз для товаров этих групп влечет существенные финансовые потери.
Для решения задачи по оптимизации ассортимента была внедрена аналитическая low-code платформа Loginom. Критерии выбора:
На базе аналитической low-code платформы Loginom планировалось разработать решение не только для управления ассортиментом, но и для прогнозирования спроса.
Потребность в этом была сформирована благодаря нескольким факторам: необходимости быстро реагировать на входящие сигналы, требованию по корректировке поставок с учетом аномалий, необходимости восстановить упущенный спрос.
В итоге были сформулированы бизнес-требования к проекту:
На основе бизнес- были сформулированы функциональные требования к проекту:
Принцип функционирования готового решения в Loginom следующий: для начала работы достаточно установить минимальное количество входных параметров: период исследования (глубина истории, горизонт прогноза) и период для группировки. На первом шаге производится подготовка данных – обогащение восстановленного спроса и прогноза выручкой и маржей, группировка периодов.
На втором этапе для каждого сгруппированного периода и точки продаж выполняется динамическая АВС-классификация по выручке, по марже, по количеству, по количеству в группе, по частотности продаж.
Третий этап работы решения — это проведение двухшаговой кластеризации точек продаж по профилю потребления. Первый шаг — кластеризация транзакций с АВС-классами и входящим в них ассортиментом. Второй шаг — кластеризация методом k-means результатов предыдущего шага.
На четвертом этапе работы решения происходит расчет рейтингов. Рейтинг — это формула, которая анализирует попадание товарных позиций в различные АВС-классы, и на основании приоритетов компании выдает какое-либо конечное значение.
Завершающий этап — формирование рекомендаций. Выполняется ранжирование по рейтингам в пределах торговых точек и кластеров, фильтрация рекомендаций по пороговым значениям.
Карташов Саид
Венда Групп
Кадимов Мансур
Reshape Analytics
Дата выступления:
20 октября 2021
Другие материалы по теме:
Loginom: экспресс-аудит качества управления запасами. Вебинар