Мошенничество в сфере закупок товаров и услуг является третьим по распространенности видом мошенничества в России. Внедрение технологий и новых методов позволяют оценить риски, выявить и предотвратить подобные действия.
Сергей Анискин
Лаборатория кода
Дата выступления:
12 ноября 2020
pdfМошенничество в закупках: распознать и предотвратить.pdf
В докладе описано применение аналитической low-code платформы Loginom для обнаружения мошеннических схем в сфере корпоративных закупок и сервиса.
Согласно статье № 159 УК РФ, мошенничество — это хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием. Основной объем мошенничества в корпоративном секторе — использование доверия компании как к внутреннему сотруднику, так и к внешнему провайдеру.
Статистика корпоративного мошенничества РФ:
Виды мошенничества в корпоративном секторе:
Факторы, обеспечивающие выявление корпоративного мошенничества:
Рассмотрим практический кейс противодействия корпоративному мошенничеству в сфере закупок и оказания сервисных услуг на примере международной транспортной компании. Организация осуществляет грузовые и курьерские перевозки, аутсорсинг автомобильной техники. Общий парк транспортных средств — 10 000+, объем закупок компании — 500 000+ наименований.
Задача проекта — с помощью анализа данных оптимизировать затраты на ремонт автомобильной техники. На первом этапе контролировать ходимость шин, слив топлива. В дальнейшем — отслеживать корректность сервисного обслуживания и процесса закупок.
Статистические и аналитические расчеты по проекту были реализованы с помощью low-code платформы Loginom. Были спроектированы математические модели, которые анализировали работу следующих направлений по ремонту и обслуживанию техники: расход материалов, трудозатраты, объем работ, закупки.
Финальное решение в Loginom содержало следующий функционал:
По контрагентам был сформирован набор из 8 признаков, указывающих на факт мошенничества. Например, одним из таких признаков является частота ремонта в определенном автосервисе.
По закупкам был выделен набор из 10 признаков, определяющих мошенничество. Например, одним из таких признаков является аффилированность учредителей участников. Модель выявления мошеннической процедуры закупки отчасти похожа на скоринговую модель проверки заемщика в сфере кредитования.
Результаты внедрения проекта:
Данный проект был реализован за 8 месяцев, в работах было задействовано 12 аналитиков.
Другие материалы по теме:
Внедрение элементов Индустрии 4.0: «Умный карьер». Вебинар
Прогнозирование аварий и обнаружение потерь на объектах газоснабжения. Вебинар