Практика использования аналитической low-code платформы Loginom для оптимизации работы в аудиторско-консалтинговой компании. Автоматизация 40 аудиторских процедур и 90+ новых пользователей менее чем за год.
Русаудит — это аудиторско-консалтинговая компания. Она уже 30 лет помогает своим клиентам принимать правильные решения для устойчивого развития организаций. Русаудит успешно использует сеть контактов и мировой опыт, полученный за 25 лет членства в крупнейших международных сетях Baker Tilly International и Crowe Global.
Русаудит вошел в топ-8 крупнейших российских аудиторских организаций по итогам 2023 года по данным агентства RAEX. Офисы расположены в трех крупных городах: Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
По состоянию на декабрь 2023 года Русаудит — это:
- 300+ аудиторских заключений за год;
- 100+ сотрудников в штате департамента аудита;
- 40+ аттестованных аудиторов.
Ситуация до старта проекта
Компания занимается проверкой финансовой и хозяйственно-экономической деятельности. Аудиторская деятельность должна соответствовать стандартам и проходить внешние и внутренние проверки, поэтому каждая операция находится под строгим контролем качества.
Квалифицированное и быстрое выполнение проектов осложнялось следующими факторами:
- Разнородные данные. Данные из разных систем (1С, SAP, Oracle) обрабатываются для процедур и подтверждения отчетности. Их объем зависит от специфики клиента и может достигать 100+ отчетов.
- Квалификация специалистов. Аудиторы имеют базовый уровень технической грамотности, не являются бизнес-аналитиками и тем более программистами. Осваивать сложные аналитические инструменты для них проблематично.
Возникали трудности в процессе обработки данных, который состоял из нескольких этапов:
- Техническая обработка. Данные очищаются и унифицируются, приводятся к единому виду.
- Базовая арифметическая проверка. Данные проходят проверку. Например, на полноту: информация должна соответствовать сложившейся финансовой отчетности, по которой компания дает заключение.
- Формирование отчетов по заданным критериям для разных тестов. Популяции, выборки по статьям отчетности, реестры необычных операций для выявления недобросовестных действий, реестры операций со связанными сторонами и т.д.
- Аналитические пересчеты. Группировка и анализ данных по выручке и расходам, проценты по кредитам, финансовым активам, курсовые разницы и т.д.
Обработка и подготовка данных проходила в Excel, использовались языки программирования.
Проблема
Почти на каждом этапе подготовки данных возникали трудности:
- Работа в Excel. Данные поступали из нескольких источников. Аудиторы проводили ручную обработку, из-за этого возникали ошибки. Excel не решал все задачи.
- Язык Visual Basic (VBA). Специалисты писали макросы, но они не обеспечивали нужной скорости. Ограничение Excel по объему обрабатываемых данных мешало непрерывной работе.
- Язык программирования Python. Приходилось привлекать разработчиков.
На последнем этапе подготовки данных возникала пропасть между разработчиками и аудиторами. Аудитор понимал, что хочет получить на выходе, но не знал, как это реализовать на языке программирования.
Для специалиста написанный код становился «черным ящиком». Аудиторы не могли настраивать алгоритмы и подбирать их под индивидуальные запросы клиентов. Приходилось постоянно обращаться за помощью в отдел разработки, что увеличивало время на решение задачи.
Главными трудностями аудиторов до старта проекта являлись:
- Большое количество рутинных задач. У аудиторов не оставалось ресурсов на более сложные задачи, которые требовалось решать под каждого клиента.
- Ручная обработка. Реализация расчетов вручную порождала ошибки, связанные с временными затратами и влиянием человеческого фактора.
- Большое количество отчетов. Количество отчетов росло пропорционально количеству систем, из которых они были выгружены.
- Разнородность данных. Из-за разнородности данных приходилось много времени тратить на их очистку и стандартизацию.
- Отсутствие документированности. Не все этапы проверки были задокументированы.
Все это накладывало определенные ограничения на работу отдела аудита и не давало ему полноценно развиваться.
Условия и достижения проекта
Внедрение современных систем автоматизации позволило сократить рутинную работу и ускорить процесс, освободив время для стратегических и аналитических задач.
Перераспределение усилий с рутины на более сложные задачи помогло создать более ценные и персонализированные решения для клиентов. Оптимизация процессов не только улучшила работу, но и создала фундамент для инноваций и развития, усилив конкурентоспособность аудиторской практики.
Для повышения эффективности работы отдела аудита компании надо было решить следующие задачи:
- Сократить время выполнения рутинных технических задач.
- Найти систему, в которую можно загружать данные из разных источников.
- Сократить ошибки, возникающие при обработке данных.
- Унифицировать данные для удобства дальнейшего анализа и управления.
- Проводить прозрачное документирование результатов выполненных процедур для контроля качества.
Компании необходим был продукт, который смог бы решить все эти задачи. Русаудит выбрал платформу Loginom.
Решение
Аудит стал отправной точкой для внедрения Loginom в компанию. Основной целью стояла — оптимизация работы отдела.
Процесс внедрения Loginom проходил в несколько этапов:
1. Знакомство:
- Встреча с командой Loginom.
- Решение демонстрационной задачи «Поиск недобросовестных операций в базе» специалистами Loginom.
2. Оценка потенциала:
- Изучение демоверсии командой по внедрению.
- Обучение базовым функциям рабочей группы аудиторов.
- Предварительное моделирование ряда аудиторских задач.
3. Приобретение и внедрение:
- Покупка лицензии.
- Создание моделей для аудиторских задач рабочей группой.
- Унификация выгрузок из систем учета клиента. Работа с 1C специалистом. Написание команд для выгрузки.
- Внутреннее обучение аудиторских команд. Создание недельной программы обучения, которую прошел каждый аудитор.
4. «Боевое» применение:
- Использование созданных моделей на аудиторских проектах.
- Обратная связь и корректировка моделей.
- Разработка моделей для более сложных задач.
Результаты
Команда по внедрению состояла из четырех человек. Менее, чем за год:
- Отдел аудита смог освоить Loginom «с нуля», не имея опыта работы в подобных инструментах.
- Было написано и протестировано около 15 моделей (не считая адаптации под разный формат входных данных), покрывающих более 40 аудиторских процедур.
- 90+ аудиторов освоили программу.
Дополнительная ценность — «умный» аудит. До внедрения платформы Loginom на консультацию клиента уходило много времени: аудитор должен был делать предварительный анализ и давать советы по тому или иному вопросу. После внедрения Loginom и построения моделей ситуация изменилась: аудитор мог на месте решать все нужные задачи и давать свою оценку.
В частности, на консультации клиента возникает вопрос: «Какой взять порог по сумме для внутреннего контроля сделок». Аудитор открывает уже готовую модель, подает на нее данные клиента и получает отчет, по результатам которого дает свое экспертное заключение.
Компания выделяет следующие плюсы использования Loginom:
- Быстрая обработка больших объемов данных без ограничений, как это было в Excel.
- Обработка данных, выгруженных из разных систем учета.
- В серверной редакции есть возможность командной работы над проектом.
- Экспорт результатов в Excel. Вся работа задокументирована и соответствует стандартам.
- Простота освоения бизнес-пользователями.
- Удобство настройки моделей для конкретного проекта.
- Развитие «умного» аудита. Сокращение времени на технически неинтересные задачи.
Подробнее об использовании Loginom в аудиторско-консалтинговой компании в выступлении Наталии Полавской, менеджера Департамента аудита в Русаудит:
pdfВнедрение Loginom в аудиторской компании.pdf
Другие материалы по теме:
Практика использования Loginom как self-service инструмента. Кейс компании «Балтика»
Внедрение Loginom в аудиторской компании Русаудит
Бизнес-курсы Loginom Skills